Тактика - это принципы и методы, с помощью которых решаются задачи
стратегического плана. В контексте нинпо тай-дзюцу сюда можно
отнести множество уловок, ловушек, финтов и т.д.
Первый вид тактики, который мы рассмотрим, касается использования
света и тени, а также ослепления противника, поскольку два этих
направления тактики стоят весьма близко друг к другу. Никто не будет
отрицать, что боец, который по каким-то причинам не видит или почти
не видит своего оппонента, изначально теряет до 80% эффективности
своих действий, особенно если он вообще не готов к подобной работе.
Поэтому предпочтительно проводить схватку в почти полной темноте,
заранее подготавливая самого себя к этому виду практики путем
регулярных тренировок в темноте, с завязанными глазами и т.д.
Тщательно изучите возможности человеческого зрения, его реакцию на
изменение освещения.
Так, даже очень короткая вспышка света перед глазами в полутьме
способна ослепить любого человека на время до одной минуты; во время
поединка среди бела дня выбирайте свою позицию таким образом, чтобы
солнце светило в глаза противнику (что постоянно практиковал Миямото
Мусаси в своих известных дуэлях, заметьте, что почти все они
происходили либо на рассвете, либо на закате солнца) или стремитесь
забежать в темное помещение (подвал, подъезд и т.п.) что, в
сочетании с ярким светом на улице, временно ослепит противника. Это
одинаково верно и для обратного перехода из темноты на свет (в
случае поединка в закрытом помещении с той же целью можно выключить
или наоборот, включить свет). В момент ослепления противник не готов
к защите и его гораздо проще эффективно атаковать ударом или
захватом.
Если возможностей применить игру света и тени нет, необходимо
использовать т.н. «искусственное» ослепление, вызванное, во-первых,
использованием мецубуси (ослепляющего порошка, бросаемого и глаза),
а. во-вторых, внезапной атакой пальцами в область глаз противника. И
то, и другое, необходимо производить очень быстро и неожиданно,
чтобы исключить возможность закрыться или поставить блок. Кроме
того, всегда следует учитывать возможность использования данного
вида действий не только в начале, но и в середине и даже по
окончании схватки {к примеру, использование мецубуси после падения
противника, что не только дезориентирует его, но и даст вам реальную
возможность бесследно «исчезнуть» после боя).
Также важно в тактическом смысле использовать знание о том. какими
границами обладает обычное и периферическое зрение человека.
Поработав в этом направлении с партнером на тренировке, можно легко
добиваться преимущества с бою с противником, незнакомым с подобным
видом технических действий (сюда, прежде всего, следует отнести
резкое изменение уровня ведения боя, уходы перекатом (нагарэ),
заходы противнику за спину и др.).
Бросок любого предмета (совсршеннно не обязательно это должен быть
какой-либо сюрикэн вычурной формы) в область глаз способен отвлечь
противника, заставить его на мгновение зажмуриться, что может быть с
успехом использовано на средней дистанции с тем, чтобы нанести
внезапный удар.
Список возможных тактических уловок этого направления можно
продолжать еще долго, но мы не станем этого делать для того, чтобы
оставить безграничное поле для творчества самих пользователей и
перейдем к следующему вопросу тактики - использованию окружающей
обстановки в стиле ниндзя.
Использование стен, углов домов и различных оградок, а также дверей,
громоздких шкафов, столбов и т.д., может быть весьма широким - их
можно использовать как защиту, внезапно возникающую на пути как
самого противника, так и его конечности; их можно использовать для
толчков и ударов о них различными частями тела (головой, кистью
захваченной руки) противника: если появляется возможность спрятаться
за угол, лучше всего нападать по нижнему уровню, так как взгляд
противника в этом случае будет направлен перед собой;
для изменения уровня нападения прекрасно подходят лестницы,
возвышенности, различные ящики и т.д., которые встречаются у нас
повсеместно. Главный принцип нападения и защиты ниндзя
-неожиданность и непривычность должен быть соблюден в любом случае.
Шире работайте над поверхностями, на которых проходят ваши
тренировки. Скользкие полы или лед не способствуют устойчивости не
только вашей, но прежде всего, вашего противника и вы должны быть
готовы к работе на них, используя бой из лежачего положения или стоя
на коленях;
песок прекрасно подходит для частого бросания пыли в глаза
противника носком ноги или пригоршней, зачерпнутой, к примеру, в
перекате назад или в сторону;
грязь не менее эффективна как в плане ослепления, так и в плане
скольжения поверхности; разичные торчащие из земли трубы, обрезки
арматуры, кирпичи и т.д. нужно использовать для толчков и бросков на
них или через них вашего противника.
Об использовании попадающихся под руки предметов мы не будем здесь
даже говорить, поскольку этот вопрос настолько широк и разносторонен
и касается, в большей степени, работы с традиционным оружием ниндзя,
что для его достойного освещения потребуется компакт-диск, по объему
одинаковый с этим. Отметим только, что все, что попадается под руку
- начиная от авторучки и заканчивая свернутым в трубочку журналом
(мы не говорим уже о таких «явно» опасных вещах как ножи, ножницы и
отвертки, разводные ключи, утюги, лопаты и т.п.) можно использовать
против вашего противника.
Разобравшись немного с двумя основными видами «внешней» тактики,
перейдем к тактике «внутренней», зависящей, в основном от того, как
строит поединок ваш противник и какими навыками и умениями обладаете
вы сами с тем, чтобы повернуть ход боя в том направлении, который
будет выгоден именно вам.
«Война - это путь обмана». Данное высказывание известного китайского
полководца и не менее известного автора трактата о ведении войны
Сунь-цзы в нин-дзюцу подучило самое широкое распространение и
практическую реализацию. Обман - вот на чем необходимо строить свой
поединок с врагом, независимо от того, где, когда и с кем вам
приходиться сражаться. Одно единственное правило тактики обмана
очень простое - противник должен в него поверить, «клюнуть» на то,
что ему выдаётся за чистую монету.
В рукопашном бою без оружия это прежде всего касается двух основных
моментов - финтов и ловушек.
Понятие «финт», пришедшее в обиход от английского бокса, можно
охарактеризовать как обманное движение, внешне целиком реально
выглядящее настоящей атакой. От вашего искусства будет зависеть,
поверит в него противник или нет и предпримет ли он те действия,
которые от него ожидаются в ответ на ваше движение. Различные
наработки в этой области у каждого бойца должны быть свои, но
существует несколько общих правил и рекомендаций, которые мы
приведем ниже:
- никогда не повторяйте один и тот же финт слишком часто (хотя
иногда наоборот, частое повторение одного и того же действия более
выгодно для того, чтобы когда противник в очередной раз начнет
реагировать, использовать совершенно другую технику);
- проводите обманный удар или попытку захвата с реальной скоростью
и силой, и с полной амплитудой, в особенности, когда это не грозит
вам раскрытием - иначе противник просто не поверит вам;
- скрывайте наши истинные намерения всеми доступными путями:
начиная от направления взгляда и заканчивая тем. что до самого
последнего момента ничего не предпринимайте, пока противник не
решит, что большего от вас уже ничего не дождешься;
- не позволяйте противнику ходить вокруг вас; оставаясь визуально на
месте, изменяйте свою позицию все время таким образом, чтобы зайти к
противнику за спину в результате его атаки или ваших маневров;
- время, когда противник напирает (набрасывается серией ударов) или
отступает (бежит) (элемент Ка - Огонь), нельзя использовать для
финтов;
в первом случае встречайте противника мощным стоп-ударом или уходите
вниз (просто перекатом или с броском типа томоэ-нагэ) с контратакой,
во втором - не давайте противнику времени опомниться, продолжая
атаковать его, однако делайте это с осторожностью, учитывая, что его
отступление может быть ловушкой для вас;
- если противник гибко и четко реагирует на ваши действия (элемент
Суи - Вода), ваш финт должен быть очень сильным и жестким, чтобы
разрушить целостность противника (нарушить камаэ, вывести из
равновесия, травмировать руку или ногу) и нанести решающий удар или
провести захват.
Если, напротив, ваш противник, подобно каменному изваянию, почти не
пробиваем, твердо и нерушимо держит оборонительную позицию (элемент
Ти - Земля), ваши финты должны быть очень быстрыми и иметь жалящий
характер, вынуждая соперника начать движение (вовлечься в него:
начать маневр, раскрыть позицию, заставить наступать);
- два принципа, касающихся направления финта: можно проводить
обманное движение в одном направлении, а атаковать в другом (по
другому уровню, другой конечностью, с другой стороны, под другим
углом), а можно дублировать обманный удар, но с другой силой,
скоростью, ритмом или с другой дистанции (сближаясь или наоборот -
разрывая дистанцию).
Если финт - это обман противника, построенный на вашем атакующем
движении, призванный заставить противника нарушить свою защиту, то
ловушка - это обманное движение, позиция, перемещение и др..
демонстрирующее противнику вашу слабость в защите и вынуждающее его
на атаку к нужном вам направлении.
Большинство камаэ нинпо тай-дзюцу сами по себе являются прекрасными
ловушками: за их видимой «раскрытостью» таится целый пласт реальных
возможностей мгновенно контратаковать противника из выгодной для
себя позиции. Приведем некоторые примеры ловушек-камаэ:
- вытянутая вперед рука (в итимондзи-но камаэ, доко-но камаэ или
хитё-но камаэ) провоцирует противника на захват этой руки или атаку
ногой под ней;
- высоко поднятые руки или рука (хоко-но камаэ. косэй-но камаэ)
заставляют противника атаковать открытые ребра или даже порождают
попытки прорваться по нейтральной линии, что называется, «в лоб»;
- полностью открытые позиции (хира-итимондзи-но камаэ. еидчэн-но
камаэ) представляются противнику «слишком большими и легкими
мишенями», что их просто невозможно не атаковать;
- позиции сидя на коленях (сэйдза, фудодза) провоцируют противника
своей кажущейся слабостью и неуклюжестью (тот, кто ниже, почти
всегда вызывает чувство слабости по ассоциациям ума: ребенок,
увечный и т.п.: сидя труднее двигаться, плохо защищаться и др.),
чаще всего вынуждая его пойти на атаку ногой.
Но, помимо камаэ, ловушками для противника могут быть и некоторые
другие моменты, которые особенно важны в бою с опытным противником.
Так, почти всегда выпрямленное колено впереди расположенной ноги
заставляет противника атаковать эту ногу ударом или подсечкой; низко
опущенные руки, напротив, якобы раскрывают верхнюю часть тела - но
это верно только на дистанции удара рукой. Если противник ринется на
вас, поддавшись искушению, с дальней дистанции, то, утрируя, можно
сказать, что у вас будет время не только на то, чтобы поднять свои
руки, но и на то, чтобы спокойно выбрать, чем, куда и как его лучше
контратаковать.
Особняком стоят т.н. «ловушки подготовки», когда противнику
намеренно показывают слабый уровень владения техникой, чтобы
заставить его расслабиться, думая, что ему ничего не стоит вас
побить: слишком шумное дыхание провоцирует противника на то, что он
может решить, что у вас слабая «дыхалка», вы уже устали и он может
кинутся в опрометчивую «решающую» атаку, забывая о собственной
защите;
тот же эффект может вызвать намеренное замедление движений - вялые
удары, «запаздывающие» уходы, «волочение» ног и т.п.
В заключение разговора об обманных движениях и ловушках следует
сказать несколько слов о типично «ниндзевской» тактике, которую
поэтически можно охарактеризовать так: «если ты хочешь переплыть
море, выбирай бурю». Что это означает? Главная цель подобной тактики
-полностью сбить с толку, озадачить противника, качалось – бы,
абсолютно неподходящими для данного момента действиями: поведением,
позой, поступками, движениями. Речь идет о началах манипулирования
сознанием противника, которое опирается на определенные штампы
человеческого поведения. Так, например, если противник ожидает, что
вы займёте какую-либо стойку, стойте естественно и улыбайтесь: он
считает, что довёл вас до бешенства - вы вдруг поворачиваетесь к
нему спиной; внезапно «заверещав» от слабого удара, неподдельно
скорчив мученическое лицо, можно обмануть даже опытного противника,
заставив его недоумевать и одновременно расслабиться, наслаждаясь
«легкой» победой: наоборот, принимая удары, ничего не выражайте
внешне - ни лицом, ни позой: это смутит противника и вынудит его
атаковать опрометчиво.
Если сказать короче, все действия этого ряда направлены на то, чтобы
вызвать «остановку ума» у оппонента, разрушить его логические
построения, заставить его ум «метаться». Это - наиболее сложный вид
тактики, но при умелом применении срабатывающий стопроцентно.
В.В. Момот.
|